Человек и здоровье.

Можно ли изучать, укреплять, охранять или в целом заниматься тем, что невозможно определить? Тем, что не существует в общепринятом смысле, как предмет или природное явление.berryjam.rumens club 24

Я имею в виду ЗДОРОВЬЕ.

Почему в  математике, физике, химии существуют четкие правила, которые едины для всех на нашей планете.                                                                 Почему 2х2 всегда и везде равно 4.

И почему  артериальная гипертония или радикулит у человека в разных местах планеты (Европа, Китай, Филиппины)  и даже у разных врачей (гомеопат и аллопат)  в одном и том же городе, не говоря уже о различного рода целителях,  лечится совершенно по-разному.

Что это за наука, у которой не существует единых для всех правил.

Или все же это не наука?

Или же само понятие «ЗДОРОВЬЕ» никак не относится к тому, чем занимается наука (наука, как известно, занимается тем, что раскрывает и изучает явления природы)?

К сожалению (или к счастью), имеющиеся на сегодня определения категории  «ЗДОРОВЬЕ»  трудно назвать научными, и по этой причине из них совершенно непонятно – что же надо делать для того, чтобы иметь ЗДОРОВЬЕ.

Судите сами.

В русской культуре здоровье — это качественная характеристика бытия человека как единицы рода, что и выражено в растительной метафоре здоровья: этимология слова «здоровье» (общеслав.) от — «дерево»; первоначальное значение слова «здоровье» — «подобный дереву» (по крепости, высоте).
Если  о здоровье идет речь в быту, большинство из нас обычно думает о болезни: о каких то болях и расстройствах, которые мешают жить, работать отдыхать, общаться. С точки зрения языковеда «здоровье» — это имя существительное, то есть нечто, что существует как вещь.  Существительные (вещи, предметы), легко распознаются органами чувств. Их можно увидеть, потрогать или услышать. Если представить себе корзинку и мысленно положить в нее, например, очки, карандаш и телефон, то они останутся в корзинке. А теперь попробуйте взять такую вещь, как здоровье, и попробуйте положить то, что скрывается за этим словом в ту же корзинку. Вы обнаружите, что корзинка пуста. Корзинка пуста, потому что такой вещи, как здоровье, не существует. В литературе можно найти около 100 (!) определений понятия «ЗДОРОВЬЕ». Уже только количество таких определений говорит само за себя. И говорит о том, что единой точки зрения на это понятие не существует. Авторы этих определений используют множество критериев, которые могут на их взгляд характеризовать сущность ЗДОРОВЬЯ:  и «благополучие», и «оптимальное функционирование организма», и «полнокровное существование человека», и «равновесие между индивидом и окружающей средой» и многое другое в том же духе. Однако никому из них не удалось предложить шкалу для измерения ЗДОРОВЬЯ. Поэтому до сих пор остается оценивать  ЗДОРОВЬЕ конкретного человека подобно тому, как оценивается уровень счастья, степень красоты  и объем любви.

Даже в преамбуле Устава Всемирной организации здоровья (ВОЗ) дано следующее определение: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Эта формулировка была записана еще в 1948 г. и с тех пор не изменялась, несмотря на развитие науки в целом и медицинской науки в частности.

Таким образом, говорить о ЗДОРОВЬЕ фактически означает говорить ни о чем. Говорить о том, что нельзя увидеть, услышать или пощупать.

На деле так и происходит. Разговоров много, а люди болели, болеют и, по всей видимости, будут болеть.

Совершенно иное впечатление создается, когда мы говорим о ЗДОРОВЬЕ не как о предмете, а как о качестве предмета. Например, об одном из качеств человека —  здоровая женщина, здоровый мужчина или здоровый ребенок. Нам, как правило, достаточно легко представить себе такого человека, а врач может охарактеризовать такого человека не только качественно, но количественно: соотношение роста и веса, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления и т.д.

Еще в 1941 г. американский теоретик медицины Г. Сигерист писал: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, если они не выходят за пределы нормы, и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями».

И с тех пор ничего более внятного об этом  не сказал никто.

Как видно из определения, речь идет о человеке и о его личных качествах. Одно из этих качеств, ЗДОРОВЬЕ, определяется через другие качества: уровень умственного и физического развития, способность жить и развиваться в биологическом и социальном плане, способность адаптироваться к изменяемой окружающей среде.

Таким образом, выполнение человеком своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявления здоровья. Чем выше способность человека реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья. На способность проявить свое здоровье — иными словами реализовать свои биологические и социальные функции — оказывает мощное влияние психические (душевные) и духовные качества личности, как фундамент для самосовершенствования

Comments are closed.